- Суть научного мировоззрения
- Устройство научного знания
- Устойчивое развитие как проблема синтеза научных знаний
- Философская суть проблемы
- Суть проблемы в основаниях математики
- Естественнонаучная суть проблемы
- Гуманитарная суть проблемы
- Заключение, обобщающие выводы
Базовые понятия
1. Система «природа—общество—человек» — это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ естественных, общественных и духовных процессов, протекающих во Времени—Пространстве.
2. Устойчивое развитие — это СБАЛАНСИРОВАННОЕ взаимодействие естественных, общественных и духовных процессов, сохраняющее развитие системы во Времени—Пространстве.
3. Сохранение развития в системе «природа—общество—человек» — это творческий процесс сохранения неубывающего роста эффективности использования возможностей (полной мощности) системы во Времени—Пространстве.
4. Творческий процесс сохранения развития есть духовная деятельность, результатом которой являются:
-
вера;
-
знание;
-
понимание;
-
умение делать;
-
возможность управлять (целенаправленно изменять систему).
5. Обобщающей формой ВЕРЫ и ЗНАНИЯ является МИРОВОЗЗРЕНИЕ как отношение к окружающему миру.
6. Обобщающей формой ЗНАНИЯ, дающего ПОНИМАНИЕ, является ТЕОРИЯ как система высказываний, объясняющих сущность системы и дающих возможность ПРЕДСКАЗЫВАТЬ тенденции её развития.
7. Материализованной формой ЗНАНИЯ, дающего УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ, является ТЕХНОЛОГИЯ как механизм преобразования элементов системы по определенным правилам.
8. Высшей формой ЗНАНИЯ, дающего возможность целенаправленного изменения системы, является ПРОЕКТИРОВАНИЕ или организации будущего системы.
Мировоззрение, теория и технология есть стороны единого творческого процесса проектирования или организации будущего системы «природа—общество—человек».
9. Знание — это результат творческой деятельности ума, имеющий форму понятия-ответа на поставленный вопрос.
10. Научное знание — это знание с мерой; поэтому существует принципиальная возможность его проверить: доказать, опровергнуть или поставить под сомнение.
11. База знаний — это проективное пространство понятий, логически увязанных между собой и допускающих преобразования по определенным правилам.
12. База научных знаний — это база знаний, организованных в многомерную сеть n-матриц, преобразуемых по определенным правилам.
[назад]