Устройство научного знания
Структура:
- Как из моря данных выудить знание?
- Как из знания выудить научное знание?
- Состав элементов знания
- Последствия разрыва связей
- Причины разрыва связей
В стране и в мире отсутствуют работающие базы научных знаний об устойчивом развитии системы «природа–общество–человек».
П О Ч Е М У ?
Существуют как минимум четыре причины:
- Крайне сложно из «моря данных» выделить ЗНАНИЕ;
- Крайне сложно из ЗНАНИЯ выделить НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ;
- Крайне сложно установить взаимные СВЯЗИ между разнородными ЗНАНИЯМИ: предоставляемыми естественными и гуманитарными науками;
- Крайне сложно определить ПРАВИЛА устойчивого развития системы в увязке с правилами (законами) естественных и гуманитарных наук.
1. Как из «моря данных» выудить знание?
Естественно предположить, что в этом «море» водится как ЗНАНИЕ, так и НЕ-ЗНАНИЕ.
Знание есть результат умственной работы. Оно не существует без субъекта, способного ставить вопросы. Знание появляется на свет как ответ на поставленный вопрос. Если есть вопрос, а ответа нет, то нет и знания по этому вопросу. Следовательно, не-знание — это отсутствие ответа на поставленный вопрос.
Выделить знание из «моря данных» — это выделить вопрос и ответить на него.
Но ведь вопросов может быть океан. Нельзя объять необъятное. Только один чудак может задать столько вопросов, что и тысяча мудрецов на них не ответит. Поэтому мы исходим из того, что «ответ на вопросы, которые остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы должны быть иначе поставлены». Только в этом случае может быть получено новое знание.
По этой причине вопрос о вопросах мы ставим иначе.
Нас будут интересовать только такие вопросы, ответ на которые дает ПОНИМАНИЕ И УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ.
- Понимание — это, прежде всего, знание сути системы — её причин и целей.
Это ответ на вопросы: «Почему» и «Зачем»?
- Умение делать — это, прежде всего, делать с умом. Со времен Н.Кузанского (XV век) делать с умом — это знать и понимать, что измерять и как измерять.
Почему? Потому что только через измерение можно проверять, а значит — доказывать или опровергать знание.
В противном случае надо ВСЁ принимать на ВЕРУ.
Как будет показано ниже, отсутствие ясного, обоснованного ответа на этот вопрос и составляет научную суть проблемы, затрагивающую основы нашего бытия и мировоззрения.
Вопрос — это форма знания, а ответ — его содержание (рис. 1).
Рис.1 |
[назад]