Международная Научная школа
устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова

Интернет-портал



Разработан по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (инициативный проект №12-06-00286-а)

Главная    |     О нас    |     Коллектив    |     Объявления    |     Контакты
  • Об устойчивом развитии
    • Мировоззрение
    • Методология
  • Мировой кризис
  • Прорывные идеи и технологии
  • Обучение в магистратуре
    • Магистерская программа «Системный анализ и управление устойчивым развитием»
    • Магистерская программа «Проектное управление устойчивым развитием»
    • Заочное обучение в магистратуре
    • Анкета поступающего в магистратуру
    • Нормативные документы университета, стоимость обучения
    • Информация для студентов
    • Работы студентов
    • Выпускающая кафедра
    • Преподавательский состав
    • Научно-образовательная сеть
    • Курсы повышения квалификации
  • Мероприятия
    • Международный молодежный форум «Зелёный мост через поколения» (Алматы, 11-12 апреля 2017 г.)
    • VI Международная научная конференция по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек»: проектирование будущего мира
    • V Международная научная конференция по фундаментальным и прикладным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек»
    • IV Международная научная конференция по фундаментальным и прикладным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек»
    • Международная научная конференция «Проблема устойчивого развития Человечества в системе «природа – общество – человек»
    • Международный научный семинар по фундаментальным и прикладным проблемам устойчивого развития
    • II Международная конференция по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек»
    • Международная конференция по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек»
    • Международная конференция «Устойчивое развитие: природа – общество – человек»
    • Национальный семинар «Разработка национальной экологической стратегии для устойчивого развития» (Бишкек)
    • Первая Международная научная школа «Проектное управление устойчивым инновационным развитием»
  • Библиотека
    • Научное наследие П.Г. Кузнецова
    • Монографии и другие крупные работы
    • Научные статьи
    • Научные отчеты и доклады
    • Учебно-методические пособия
    • Другие публикации
    • Электронные издания
  • Проекты
  • Планы и перспективы развития
  • " title="" class="top_link">
Гуманитарная суть проблемы

Структура:

  1. Ключевой вопрос.

  2. Становление как ключ к пониманию рождения нового.

  3. Творчество как акт сотворения будущего.

  4. «Вавилонская башня» профессиональных языков.

  5. Устойчивое развитие как обобщающая идея образования.

  6. Определение проектологии устойчивого развития как логики проектирования изменений в системе «природа—общество—человек». Предмет.

  7. О специальности «Проектология устойчивого развития».

  8. Отличительный признак специальности.

1. Ключевой вопрос

Ключевой вопрос, без решения которого невозможно вести плодотворное обсуждение путей устойчивого развития, можно сформулировать так: «Существует ли объективный закон исторического развития человечества?» Мы видим, что на этот вопрос возможны ДВА и только ДВА ответа — либо такой закон исторического развития существует, либо такого закона вообще нет.

Останемся трезвыми перед лицом фактов — ошибки принадлежат людям, а не истории. Огюст Конт позволил себе высказать упрек науке, которую называют историей. Он заметил, что в трудах историков всегда содержится «оценка» тех или иных событий и лиц. Сравнивая развитие исторической науки с развитием астрономии, он показал, что астроном, который наблюдает прямые и попятные движения планет с целью открыть объективный закон, управляющий их движением, не может «одобрять» или «осуждать» планету за HЕ ПОHЯТЫЕ им перемещения. Это означает, что когда астрономы в запутанном перемещении планет хотят открыть законы их движения, то воздерживаются от того, чтобы «одобрять» или «осуждать» планету за то, что «она пошла не туда».

Мы не случайно упомянули имя И.Канта одним из первых, так как именно он раньше других показал, что если нет ЗАКОНА исторического развития, то с одинаковым успехом можно доказать справедливость прямо противоположных точек зрения. Это означает, что любую точку зрения на исторический процесс мы признаем столь же правильной, как и противоположную ей. В этом споре нет неправых, как нет и продвижения к пониманию путей перехода к устойчивому развитию общества.

Если лицо, которое принимало те или иные решения, НЕ ЗHАЛО самого закона истории, то его поведение было выражением «субъективизма» лишь потому, что оно «не ведало, что творит».

Остается один выход: нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел ЦЕЛЬ ПРИРОДЫ. Посмотрим, удастся ли нам найти путеводную нить для такой истории?

Такой путеводной нитью и является идея о естественно-историческом процессе развития. Там, где эта нить обрывается, естествознание всегда попадало в тупик.

Можно ли сегодня сказать, что «современное естествознание» нашло выход из этого тупика? И да, и нет! Если ПОНЯТЬ, что сделано в учении о биосфере—ноосфере, то мы выбрались из этого тупика, а если пренебречь этими результатами, то мы остаемся в этом же самом тупике. Поскольку в современной литературе представлены обе точки зрения, то можно сказать, что в научном мире сосуществуют две группы ученых: «дошедших» и «недошедших» до уровня культуры научного мышления, который представлен в учении о биосфере—ноосфере.

В нем рассматриваются «все формы жизни в их взаимной связи». История природы и история общества оказались связанными в единую неразрывную цепь ЭВОЛЮЦИИ и РАЗВИТИЯ.

Но как в ходе эволюции происходит становление и развитие Человека разумного? Известна интересная мысль Н.И.Лобачевского: «Люди делаются, а не родятся умными; рождающиеся, а не делающиеся умными не суть люди».

Мы хотим обратить внимание на противоположенность Слова и Дела. Все известные философские произведения имеют в качестве неявной ПРЕДПОСЫЛКИ факт существования человеческой речи. Существование речи обеспечивает возможность возникновения некоторого вида Логики «говорения», т. е. возможность признавать некоторые последовательности произносимых слов ЛОГИЧНЫМИ. Не часто можно встретить аргумент, который не выразим логичной последовательностью слов, но демонстрирует УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ.

Если принято считать, что язык есть то, что ОБЪЕДИНЯЕТ людей, то профессиональные языки есть то, что РАЗЪЕДИНЯЕТ людей. Но любая предметная (научная) область возникает на почве УМЕНИЯ делать что-то, чего раньше делать НЕ УМЕЛИ. В этом смысле наука возникает как область теоретического осмысливания практических навыков СОЗИДАНИЯ.

После возникновения соответствующей науки мы обращаемся к ней для выяснения возможности СО-ТВОРЕНИЯ тех или иных объектов (как ТЕЛ) или тех или иных процессов (как ДВИЖЕНИЙ).

Читать весь раздел в формате PDF

 

[назад]

ООН | Университет «Дубна» | Российское образование

Copyright © 2012-2021. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика