Мы рассмотрели мировоззренческие аспекты проблемы устойчивого развития в системе «природа—общество—человек». Обсуждая разнообразные философские, математические, естественнонаучные и гуманитарные аспекты проблемы, мы старались показать, что
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЯЕТСЯ
на всех уровнях и срезах наших знаний об окружающем мире.
Если предельно кратко выразить суть проблемы в целом, то она состоит в отсутствии обоснованного и прозрачного ответа на два вопроса:
ЧТО измерять и КАК измерять,
чтобы сохранять развитие системы в целом.
Обобщающие выводы по первой части
По существу все выводы, полученные в ходе обсуждения проблемы, есть ответ на два принципиальных вопроса:
ЗАЧЕМ измерять и ПОЧЕМУ измерять.
1. Зачем нужно измерять?
Вывод 1. Измерять нужно затем, чтобы была принципиальная возможность подвергнуть ЗНАНИЕ проверке: либо его подтвердить, либо опровергнуть, либо поставить под сомнение для более глубокого изучения вопроса.
Вывод 2. Измерять нужно затем, чтобы практическую деятельность в различных предметных областях можно было согласовать с общими законами природы, являющихся ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Вывод 3. Измерять нужно затем, чтобы можно было рассчитать не только ближайшие, но и отдалённые последствия при выборе проекта изменений в окружающей человека среде.
Вывод 4. Измерять нужно затем, чтобы выжить и СОХРАНИТЬ РАЗВИТИЕ системы, в которой мы все живем.
2. Почему нужно измерять?
Вывод 5. Уметь измерять нужно потому, что существуют факторы, которые препятствуют и факторы, которые способствуют устойчивому развитию в системе природа – общество – человек
Вывод 6. Основным фактором, препятствующим устойчивому развитию, является РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ между знаниями, пониманием и умением делать реально работающие системы.
Вывод 7. Основным фактором, способствующим устойчивому развитию, является ТВОРЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ орудий для своего жизнеобеспечения и развития.
Вывод 8. Уметь измерять нужно и потому, что умный человек — это человек измеряющий. И наша задача — помочь человеку.
[назад]