Суть логики проектирования
Структура:
- Ключевые вопросы.
- «Зачем и почему?», или С чего начать проектирование? Определение цели.
- Кто будет проектировать? Проективное пространство базы научных знаний (теорий).
- Что есть объект проектирования? Анализ развития ситуации.
- Как перейти к тому, что требуется проектом? План действий по достижению цели.
1. Ключевые вопросы
Логика, которая управляет невидимым процессом размышления, есть мышление, формирующее проект будущей системы.
Фактически проблемы проектирования есть проблемы овладения ЛОГИКОЙ, которая и управляет нашим процессом РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Мы начинаем размышлять, когда проекта будущей системы у нас НЕТ! Мы завершаем процесс размышления, когда такой проект у нас ЕСТЬ! Что же это за логика, которая из утверждения «проекта НЕТ» приходит к утверждению «проект ЕСТЬ»? Это и есть логика, которая управляет процессом размышления или «думания» при формировании всякого ПЛАНА БУДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ.
Надо заметить, что термин «план» встречается в словах греческого происхождения — ПЛАHета, ПЛАHктон... Корень этих слов «план» в переводе с греческого означает «блуждающий». Если обратиться к переводу термина «план» с латыни, то он означает «плоский»...
Никто не имеет задания на разработку системы проектирования нашего будущего дома. Но многие в той или иной мере занимаются проектированием систем управления. Выбирая в качестве конкретного примера разработку некой системы — назовем ее условно «специализированная система» для обеспечения управления устойчивым развитием, — мы и будем рассматривать последовательность шагов «размышления» или «думания», т. е. ЛОГИКУ, которая управляет невидимым процессом «размышления».
Логика проектирования должна быть способна обеспечить любой заказ на подобную спецсистему.Суть логики — в последовательном «разворачивании» системы: от обоснования замысла и цели до конкретного воплощения и оценки эффективности ее действия.
Процесс проектирования новой системы можно рассматривать как «восхождения от абстрактного к конкретному», где каждому «шагу восхождения» соответствует вопрос для размышления, а правильный ответ на него дает возможность сделать «новый шаг» в нужном направлении. И так шаг за шагом происходит превращение абстрактного замысла в конкретную работающую конструкцию системы.
Что же представляют собой эти вопросы?
Их четыре пары и каждая из них является элементом знания, понимания и умения делать:
1. ЗАЧЕМ – ПОЧЕМУ?
Цель – Причина
2. КТО – ЧТО?
Субъекты – Объекты
3. ГДЕ – КОГДА?
Место – Время
4. КАК – СКОЛЬКО?
Инструмент – Эффективность
Четыре пары вопросов определяют структуру-инвариант логики проектирования (рис. 1). Все вопросы раскрывают содержание структуры как проблемной сети-ситуации, которую необходимо разрешить.
Рис.1 |
[назад]